ИНВЕСТИЦИИ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Социально-экономическое и правовое развитие привело к появлению новых классификаций объектов гражданских прав - по целевому назначению - с выделением инвестиций, которые могут включать деньги, вещи, работы и услуги, права на результаты творческой деятельности и т.д.
Слово "инвестиции" (англ. - investment, нем. - investition) происходит от латинского слова "investio" - "одевать, украшать, облачать" . В терминологическом словаре по инвестициям под последними понимается "использование денег для получения больших денег. Для извлечения дохода или достижения прироста капитала либо для того и другого". В экономическом словаре - "совокупность затрат, реализуемых в форме долгосрочных вложений капитала в промышленность, сельское хозяйство, транспорт, другие отрасли".

В международном праве ориентируются на характеристики, используемые в двусторонних инвестиционных договорах (англ. Bilateral investment treaties) и в судебных решениях.
В Европе и США под инвестициями обычно понимаются вложения в ценные бумаги.
В российском законодательстве понятие "инвестиции" до недавнего времени использовалось как синоним "капитального строительства" и (или) в сфере международного частного права. В межгосударственных соглашениях по вопросу взаимной защиты и поощрения инвестиций в форме капиталовложений в экономику государств рассматривались все виды имущественных ценностей, которые инвестор одной стороны вкладывает на территории другой стороны, включающие: а) движимое, недвижимое имущество, имущественные права на него: ипотека, залог, арендные права; б) акции, вклады, другие формы участия в предприятиях; в) права требования по денежным средствам и исполнению договоров; г) права на интеллектуальную собственность; д) любые права на осуществление хозяйственной деятельности, включая права на разведку природных ресурсов .

В Конвенции по защите прав инвесторов, совершенной государствами - участниками Содружества Независимых Государств 28 марта 1997 г., под инвестициями понимаются вложенные инвестором финансовые и материальные средства в различные объекты деятельности, а также переданные права на имущественную и интеллектуальную собственность с целью получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в соответствии с национальным законодательством сторон (п. 1) .

Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" (ст. 1) и Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. N 1545-1 "Об иностранных инвестициях в РСФСР" (ст. 2)  определяли инвестиции в целом идентично - как все имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода). В первом Законе в качестве взаимосвязанной цели вместе с получением дохода рассматривается также достижение социального эффекта; во втором - инвестиции определялись применительно к специальному субъекту (иностранному инвестору).
В Федеральном законе от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"  под инвестициями понимаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Для иностранных инвесторов это понятие сужено вложением в объекты предпринимательской деятельности и запретом иных общественно полезных целей .
На основе анализа нормативных и литературных источников можно выделить следующие признаки инвестиций как правовой категории: 1) это имущество (в широком смысле слова), иные права, имеющие денежную оценку; 2) подлежат вложению в объект какой-либо деятельности (связь с оборотоспособностью); 3) цель - получение прибыли или достижение иного полезного эффекта; 4) потенциальный признак рискового вложения; 5) ценности (первый признак) квалифицируются в качестве таковых с момента вовлечения в инвестиционный процесс путем заключения соответствующих гражданско-правовых договоров.
Итак, инвестиции - это имущество, а также иные права, имеющие денежную оценку, подлежащие вложению в объекты какой-либо деятельности с целью получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Динамику явления демонстрирует инвестиционная деятельность, под которой понимают процесс вложения материальных и нематериальных благ в объекты предпринимательской и иных видов деятельности (инвестиций) и осуществление практических действий для достижения поставленных инвестором целей - получения прибыли и (или) достижения иного полезного социального эффекта <11>.

Традиционно в нормативных и литературных источниках выделяют следующие виды инвестиций.
I. В зависимости от характера вложений:
финансовые (в ценные бумаги);
реальные или капитальные (в производственный основной капитал ).
II. В зависимости от направленности:
1) прямые инвестиции - происходит непосредственное вложение ценностей в производство товаров (работ, услуг)
См., например: статья 2 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".
2) ссудные - осуществляются в форме предоставления займов, кредитования;
3) "портфельные" - вложение инвестором средств в ценные бумаги.
III. По направлениям в производстве:
1) реинвестиции - идут на замену изношенного или устаревшего оборудования, по объему соответствуют амортизационным отчислениям, служат сохранению величины капитала
Иной смысл вкладывает в этот термин ст. 2 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации": "Реинвестирование - осуществление капитальных вложений в объекты предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации за счет доходов или прибыли иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями, которые получены ими от иностранных инвестиций".
2) инвестиции на развитие производства - идут на расширение и (или) повышение научно-технического уровня производства, приводят к созданию нового реального капитала или увеличению действующего капитала:
а) экстенсивные капиталовложения - направляются на увеличение производственной мощности без изменения технологии или организации производства;
б) интенсивные - направляются на создание новых или переоснащение действующих производств на новой технологической основе;
3) инвестиции в запасы - сырье, вспомогательные материалы, продукция поставщиков и еще не проданная собственная продукция.
IV. В зависимости от формы собственности:
1) государственные;
2) муниципальные;
3) частные;
4) смешанные.
V. По источникам инвестирования:
за счет собственных средств;
за счет привлеченных источников;
VI. По сроку вложения:
разовые;
краткосрочные;
среднесрочные;
долгосрочные

VII. По способам и правовым последствиям:
1) с созданием нового юридического лица;
2) с участием в уже существующем юридическом лице;
3) договорные.
Инвестиционная деятельность, как уже понятно из изложенного, не совпадает с предпринимательской. Это находит свое отражение и в характеристике ее субъектов.
Центральным участником инвестиционной деятельности является инвестор - лицо, вкладывающее ценности (инвестиции), определяющее объекты вложения, порядок использования инвестиций и контролирующее целевой характер их использования. Это могут быть физические, юридические лица, публично-правовые образования, иностранные субъекты. Важно, чтобы правосубъектность (в первую очередь предпринимательская) инвестора позволяла ему принять и реализовать решение о распоряжении средствами путем инвестирования.
К сожалению, в большинстве правовых актов к инвестору не предъявляются требования правосубъектности и правового статуса.
Например, согласно ст. 346.34 НК РФ "инвестор - юридическое лицо или создаваемое на основе договора о совместной деятельности и не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, осуществляющее вложение собственных заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиск, разведку и добычу минерального сырья и являющееся пользователем недр на условиях соглашения о разделе продукции" (выделено мной. - В.Д).
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции"  "инвесторы - юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения".

В п. 2 ст. 4 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений" также закреплен такой вид инвесторов, как объединение юридических лиц, создаваемое на основе договора о совместной деятельности и не имеющее статуса юридического лица.
Во-первых, это понятие отличается от договора простого товарищества (ст. 1041 ГК) более узким составом - только юридические лица. Во-вторых, сужение субъектного состава по общегражданскому законодательству ведет к ограничению видов и целей деятельности такого объединения - только предпринимательская деятельность, только извлечение прибыли. В-третьих, субъектами гражданских (в том числе предпринимательских) отношений могут быть только лица, перечисленные в ГК. Применительно к рассматриваемой ситуации - не объединение без статуса юридического лица, а его участники. Наиболее оптимальным примером такого вида инвесторов выступала финансово-промышленная группа. Сейчас такие правосубъектные образования в законодательстве отсутствуют.
Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, заказчиков, кредиторов, покупателей, а также выполнять функции любого другого участника инвестиционной деятельности (п. 3 ст. 2 Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР").
Другими участниками инвестиционной деятельности, исходя из ст. 2 Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", ст. 4 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений", являются заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестиционного процесса.
Заказчик - лицо, уполномоченное инвестором (как правило, на основе договора) на осуществление (реализацию) инвестиционных проектов и наделяемое последним полномочиями по руководству, контролю над осуществлением инвестирования в объект капитальных вложений. Все действия заказчик осуществляет от своего имени, но в интересах инвестора. В отношениях с последним его основная функция - сбор денежных средств, их аккумулирование и направление в интересующий инвестора объект.
Подрядчик - лицо, выполняющее работы по договору подряда, заключаемому с заказчиком. Для подрядчика могут устанавливаться ограничения различного рода.
Очередным возможным участником инвестиционных отношений выступает пользователь - лицо, для которого создаются, приобретаются инвестиционные объекты, т.е. выгодоприобретатель. С ним может быть заключен либо отдельный договор о передаче в пользование инвестиционного объекта, либо он может быть сразу указан в качестве выгодоприобретателя в заключаемом между инвестором и заказчиком договоре.
Выделяемые иногда в литературе и на практике застройщик и дольщик по своему правовому статусу являются заказчиком и инвестором. Общеинвестиционное законодательство допускает совмещение функций участников инвестиционного процесса (инвестора, заказчика, исполнителя работы, пользователя объекта инвестиционной деятельности, поставщика и т.д.).
Объектами инвестиционной деятельности являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность (ст. 3 Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР").
Ограничения по объектному составу касаются запрета инвестирования в объекты, создание и использование которых не отвечают требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других норм, установленных законодательством, или наносят ущерб охраняемым законом правам и интересам физических, юридических лиц и государства.
Инвестиционная деятельность подлежит регулированию со стороны государства вне зависимости от того, является ли оно ее субъектом. Это обусловлено спецификой участия государства в гражданских правоотношениях.

Н.С. Черепанов в качестве особенностей участия государства в инвестиционной деятельности выделяет:
источник государственных инвестиций (средства бюджета любого уровня, внебюджетные средства, специально созданные фонды);
определенный порядок принятия решений о государственных инвестиционных вложениях, разработка комплексной или целевой программы соответствующего уровня;
назначение государственного заказчика с нормативным определением его функций и пределов компетенции;
заключение государственных контрактов в особом порядке (на основе торгов и т.п.);
открытие финансирования и отчетность исполнителей за использование целевых бюджетных средств;
приоритетная цель государственного инвестирования - реализация публичного интереса и достижение социального положительного эффекта, а затем уже извлечение прибыли;
особые формы и методы государственного контроля над соблюдением инвестиционного законодательства в процессе реализации инвестиционных программ

Государственное регулирование инвестиционной деятельности, проведение инвестиционной политики, направленной на социально-экономическое и научно-техническое развитие России согласно ст. 10 Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", обеспечивается государственными органами Российской Федерации и ее субъектов, органами местного самоуправления в пределах их компетенции и осуществляется:
в соответствии с государственными инвестиционными программами;
прямым управлением государственными инвестициями;
введением системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот;
предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств;
проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;
в соответствии с установленными законодательством условиями пользования землей и другими природными ресурсами;
контролем над соблюдением государственных норм и стандартов, а также правил обязательной сертификации;
антимонопольными мерами, приватизацией объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства;
экспертизой инвестиционных проектов.
Например, в структуре федерального бюджета формируется Инвестиционный фонд РФ, средства которого подлежат использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства. Предоставление бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ для реализации инвестиционных проектов, комплексных инвестиционных проектов и концессионных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства, инвестиционных проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение, осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства, регламентируется Постановлением Правительства РФ от 1 марта 2008 г. N 134 "Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации" .

Бюджетные ассигнования Фонда могут предоставляться в форме:
а) осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, включая финансирование разработки проектной документации на объекты капитального строительства, подготовки и проведения конкурсов на право заключения концессионного соглашения, в том числе подготовки конкурсной документации, а также финансирование работ по подготовке территории строительства, включая выкуп земельных участков;
б) предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации, или на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов <25>;
в) предоставления субсидий на софинансирование разработки проектной документации на объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, предполагаемых к реализации в рамках концессионных соглашений, или предоставления соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации на софинансирование разработки проектной документации на объекты капитального строительства муниципальной собственности, предполагаемых к реализации в рамках концессионных соглашений;
г) направления бюджетных ассигнований в уставные капиталы открытых акционерных обществ, в том числе путем участия в их учреждении;
д) предоставления государственных гарантий Российской Федерации в обеспечение исполнения обязательств в части возврата основного долга по заимствованиям коммерческих организаций, осуществляемым в форме кредита, привлекаемого в кредитных организациях;
е) направления в инвестиционные фонды, создаваемые в субъектах Российской Федерации.
Государственное регулирование осуществляется как прямо, так и косвенно. В России создана государственная корпорация - "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", которая в соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ "О банке развития"  действует в целях обеспечения повышения конкурентоспособности экономики Российской Федерации, ее диверсификации, стимулирования инвестиционной деятельности путем осуществления инвестиционной, внешнеэкономической, страховой, консультационной и иной предусмотренной законом деятельности по реализации проектов в Российской Федерации и за рубежом, в том числе с участием иностранного капитала, направленных на развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, на поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг, а также на поддержку малого и среднего предпринимательства.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности имеет определенную специфику в зависимости от субъектов, объектов и сферы такой деятельности, но при этом соблюдаются общие принципы, среди которых в последнее время становятся особенно актуальными обеспечение баланса интересов различных субъектов и государственно-частное партнерство.