Тема № 5. Субъекты коммерческого права.
1. Понятие и характеристика субъектов коммерческого права.
Субъектом коммерческого права является лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке, действующее в торговом обороте на профессиональной основе, приобретающее права и обязанности от своего имени и несущее самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам.
Субъектами коммерческой деятельности являются физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также юридические лица.
Наиболее простая форма организации коммерческой деятельности предпринимательская деятельность гражданина без образования юридического лица. Данной деятельностью он может начать заниматься с момента получения гражданской дееспособности, т.е. по достижении 18 лет. Однако ГК РФ устанавливает два исключения из данного правила. В первом случае гражданин приобретает дееспособность в полном объеме с момента вступления в брак (ст. 21). Второй случай - эмансипация. Согласно ст. 27 ГК, несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Несовершеннолетний объявляется полностью дееспособным по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда. Статья 23 ГК РФ устанавливает, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица-с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. К предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей применяются положения ГК РФ, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из законов, иных правовых актов или существа правоотношения.
С 1 января 2004 г. государственная регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц».
Основную группу субъектов торговой деятельности составляют коммерческие организации: хозяйственные товарищества и общества; производственные кооперативы (артели); государственные и муниципальные унитарные предприятия. Они в полном объеме могут участвовать в торговом обороте.
Некоммерческие организации участвуют в торговой деятельности ограниченно. Действующее законодательство устанавливает ограничения предпринимательской деятельности некоммерческих организаций. Во-первых, предпринимательская деятельность не должна быть основной целью их деятельности. Во-вторых, некоммерческие организации могут заниматься коммерческой деятельностью, если она служит достижению целей, ради которых созданы организации; и соответствующее этим целям.
Среди некоммерческих организаций необходимо выделить особую группу организаций, называемых специальными субъектами товарного рынка. Цель их деятельности - не совершение сделок, не получение прибыли, а создание условий для торговых операций другими лицами. К
данным субъектам относятся товарные биржи, оптовые ярмарки, оптовые рынки, выставки-продажи и др.
2. Виды объединений субъектов коммерческого права.
Субъекты коммерческой деятельности для повышения эффективности своей деятельности могут создавать различные объединения, например, в форме ассоциаций (союзов), некоммерческих партнерств, финансово-промышленных групп, простых товариществ и др.
Финансово-промышленная группа (ФПГ). Согласно ст. 2 Закона «О финансово-промышленных группах», финансово-промышленная группа -совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.
Существуют различные классификации финансово-промышленных групп. По составу участников, масштабам и географии деятельности выделяют:
- транснациональные, если среди их участников есть юридические
лица, находящиеся под юрисдикцией государств - участников СНГ или
имеющие подразделения на территории этих государств, а также
осуществляющие там капитальное строительство;
- межправительственные, представляющие собой транснациональные
компании, созданные на основе межправительственного соглашения;
- межрегиональные, функционирующие в нескольких субъектах
Федерации;
-региональные, действующие в одном субъекте Федерации.
По формам производственной интеграции выделяют финансово-промышленные группы: вертикальные, горизонтальные, конгломерат.
По отраслевой принадлежности финансово-промышленные группы классифицируют на отраслевые и межотраслевые.
По степени диверсификации различают монопрофильные,
многопрофильные ФПГ.
Простое товарищество. В настоящее время активно развиваются такие формы предпринимательских объединений, как консорциумы, картели, синдикаты, пулы, тресты и др., позволяющие кооперировать ту или иную сферу деятельности. Сходство этих объединений заключается в договорном характере их организации, кооперации действий участников, направленной на достижение согласованных ими целей. Правовая основа организации и деятельности большинства консорциумов, картелей, синдикатов в современном российском законодательстве - договор простого товарищества.
По договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижений иной, не противоречащей закону цели (ст. 1041 ГК).
Участниками договора простого товарищества, заключенного для коммерческой деятельности, могут быть только коммерческие организации и (или) индивидуальные предприниматели.
Существенные признаки договора простого товарищества:
- наличие у сторон общего экономического интереса и согласованной
цели;
- организационный характер, т.е. создание его участниками на
имущественной базе организационного единства - объединения, которое
позволит участникам товарищества выступать в гражданском обороте
консолидированно;
- объединение участниками вкладов.
Существенные условия договора простого
товарищества:
- соединение вкладов участников;
совместная деятельность в рамках организационного единства, не приобретающего статуса юридического лица.
Прибыль, полученная товарищами в результате их совместной деятельности, распределяется пропорционально стоимости вкладов товарищей в общее дело, если иное не предусмотрено договором простого товарищества или иным соглашением товарищей (ст. 1048 ГК). Договор простого товарищества прекращается вследствие: -объявления кого-либо из товарищей недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим;
- объявления кого-либо из товарищей несостоятельным (банкротом);
-смерти товарища или ликвидации либо реорганизации
участвующего в договоре простого товарищества юридического лица, если договором или последующим соглашением не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными товарищами либо замещение умершего товарища (ликвидированного или реорганизованного юридического лица) его наследниками (правопреемниками);
-отказа кого-либо из товарищей от дальнейшего участия в бессрочном договоре простого товарищества;
расторжения договора простого товарищества, заключенного с указанием срока, по требованию одного из товарищей в отношениях между ним и остальными товарищами;
-истечении срока договора простого товарищества и в связи с достижением цели, которую ставили перед собой участники, или наступления иного условия, предусмотренного участниками в качестве отменительного;
- выдела доли товарища по требованию его кредитора.
Холдинг. Другой распространенной формой объединения коммерческих организаций являются холдинги.
К числу ее преимуществ относятся:
-возможность повышения устойчивости бизнеса, управления коммерческими рисками, обеспечения безопасности основных имущественных активов предпринимательского объединения;
-возможность централизации целого ряда функций и тем самым экономии управленческих затрат;
-обеспечение единого внутри холдинговой компании налогового и финансового планирования;
- обеспечение конфиденциальности контроля и др.
Холдинг - разновидность группы лиц, основанная на экономической субординации и зависимости между основным (преобладающим) и дочерними (зависимыми) хозяйственными обществами.
В юридической литературе выделяют следующие способы создания холдинговых компаний:
1)при преобразовании крупных компаний с выделением из состава подразделений в качестве юридически самостоятельных (дочерних) компаний, контрольные пакеты акций которых закрепляются в собственности головных компаний;
2) при объединении пакетов акций юридически самостоятельных компаний и передаче этих пакетов акций холдинговой компании;
3)при покупке существующей компанией пакета акций других компаний, которые становятся дочерними по отношению к ней;
4) при учреждении новых компаний, которые с момента учреждения
приобретают доминирующее участие в других компаниях;
5) при заключении договора о подчинении одной компании другой,
согласно которому управляющей компании передаются полномочия
исполнительного органа управляемой компании.
Ассоциации (союзы). Важную роль в процессе товародвижения играют ассоциации и союзы. Ассоциации (союзы) - договорные объединения коммерческих организаций, создаваемые в целях координации их предпринимательской деятельности, представления и защиты их общих имущественных интересов.
В соответствии со ст. 121 ГК ассоциации и союзы - некоммерческие организации. Ассоциации (союзы) коммерческих организаций ограничены в предпринимательской деятельности уставными целями. Они вправе заниматься предпринимательством только путем создания или участия в хозяйственных обществах.
Ассоциация (союз) - объединение, основанное на добровольном членстве. Права и обязанности членов закрепляются в их учредительных документах, отражающих специфику деятельности той или иной ассоциации. Учредительными документами ассоциации являются устав и учредительный договор.
Торговые дома. Немаловажное значение в торговом обороте принадлежит торговым домам, которые могут создаваться как единое юридическое лицо, например, в виде хозяйственных обществ, производственных кооперативов, государственных унитарных предприятий или объединений, а также в форме ассоциаций, союзов, торговых, производственных, складских, транспортных организаций и др. Торговый дом представляет собой многопрофильную посредническую организацию, осуществляющую различные операции с товарами.
По критерию экономического содержания, основанному на цели создания, принципах централизации тех или иных производственно-хозяйственных; коммерческих функций, распределении полномочий между участниками, объединения субъектов коммерческой деятельности можно разделить на консорциумы, картели, синдикаты, пулы.
Консорциумом признается временное договорное объединение партнеров, являющихся субъектами коммерческой деятельности, сохраняющих юридическую самостоятельность, объединяющихся с целью осуществления какого-либо крупномасштабного финансового или промышленного проекта, программ, выполнения заказа по контракта с третьим лицом, когда по производственным, финансовым, техническим или иным причинам требуется объединение усилий нескольких коммерческих организаций: промышленных и (или) кредитно-финансовых.
Картель - договорная форма объединения хозяйствующих субъектов, участники которой, сохраняя статус юридического лица, финансовую, производственную и коммерческую самостоятельность, определяют общую сбытовую политику и ценообразование. Цель образования картелей -получение в общих интересах участников прибыли путем устранения или
регламентации конкуренции между участниками картеля, а также подавления внешней конкуренции.
Синдикат. В современной предпринимательской практике под синдикатом понимают предпринимательское объединение картельного типа, участники которого, сбывают свои товары и зачастую приобретают сырье через единую торговую сеть. Участники синдиката сохраняют юридическую и производственную самостоятельность, но, в отличие от картеля, утрачивают коммерческую независимость. Главная цель создания синдиката - решение вопросов сбыта.
Пулы. К числу предпринимательских объединений, оформляемых договорами простого товарищества, относятся пулы. Под пулом понимают добровольную договорную форму объединения предпринимателей, распространенную чаще всего в сфере услуг: торговых, биржевых, патентных, страховых, транспортных и др. «Смысл такого объединения состоит в консолидации средств его участников для совместной эксплуатации определенной части рынка и распределения доходов в конце «пульного» периода, в заранее определенной пропорции»
3. Функциональные виды субъектов коммерческой деятельности.
В зависимости от места и роли в торговом обороте субъекты коммерческой деятельности можно подразделять на функциональные виды. Наиболее ярко функциональные различия прослеживаются в оптовой торговле и посреднической деятельности.
В зависимости от того, приобретают ли они право собственности на товар, торговых посредников подразделяют на три группы.
В первую группу включают независимых оптовых посредников, приобретающих права собственности на товар и реализующих его от собственного имени.
К их числу относят дилеров, дистрибьюторов, стокистов, торговые
дома.
Дилер - лицо, осуществляющее биржевое или торговое посредничество за свой счет и от своего имени. Как торговый агент, он может закупать продукцию оптом и торговать ею в розницу или малыми партиями.
Дистрибьютор - организация, предприниматель, осуществляющие оптовую закупку и сбыт получаемого по импорту товара на территории своей страны. Отношения между экспортером и дистрибьютором основываются на дистрибьюторском договоре. В коммерческой практике различают два типа дистрибьюторов: имеющих (арендующих) склады и не имеющих (не арендующих) склады. Последнюю разновидность дистрибьюторов часто называют маклерами.
Маклер - посредник между продавцом и покупателем, постоянно и профессионально занятый посредничеством при покупке и продаже товаров, ценных бумаг, услуг страхования, призванный способствовать заключению сделок купли-продажи путем сведения партнеров по бизнесу.
Торговый дом - крупная торговая организация, занимающаяся масштабными торговыми сделками по широкой номенклатуре товаров. Зачастую это многофункциональные и многопрофильные организации, осуществляющие наряду с торговыми и другие экономические Функции, например, производственную деятельность по обработке, расфасовке, упаковке реализуемых товаров.
Стокист - организация страны-импортера, осуществляющая экспортно-импортные операции на основе специального договора о
консигнации. Имеет собственные склады, покупает и продает товары от своего имени и за свой счет.
Ко второй группе торговых посредников относятся посредники, не приобретающие права собственности на товар, а оказывающие в качестве основного вида деятельности услуги по сведению продавцов и покупателей. Отношения между ними и клиентами оформляются агентскими договорами, договорами комиссии и поручения.
К этой группе посредников относятся брокеры, агенты, маклеры,
комиссионеры.
Брокер - участник рынка, биржевой работник, выступающий в роли посредника между продавцами и покупателями товаров, ценных бумаг, валюты. Действуя по поручению своих клиентов и за их счет, он получает комиссионное вознаграждение при заключении сделки. В качестве брокеров могут выступать как организации, так и индивидуальные предприниматели.
Среди многочисленных видов агентов выделяют промышленных, сбытовых и торговых агентов. В числе их разновидностей выделяют также комиссионеров, консигнаторов, коммивояжеров.
Комиссионер - лицо, обязующееся выполнить комиссионную услугу, агент-посредник.
Консигнатор - комиссионер, который по поручению владельца товара (консигнанта) продает товар со своего склада (так называемый консигнационный склад).
Коммивояжер - сбытовой посредник, разъездной представитель торговой фирмы, который по поручению фирмы ищет покупателей ее товаров, предлагая им образцы, рекламируя товар, распространяя каталоги товаров.
К третьей группе торговых посредников относятся специальные участники рынка, которые не приобретают право собственности на товар, а являются организаторами торгового оборота.
Цель их деятельности - не совершение сделок, а создание условий и возможностей для торговых операций других лиц. К таким субъектам коммерческой деятельности относятся:
1) товарная биржа - организация с правами юридического лица,
формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования
биржевой торговли в форме гласных, публичных торгов, проводимых в
заранее определенном месте, в определенное время и по установленным
правилам;
2) оптовая ярмарка - крупный регулярный или разовый (ежегодный)
рынок товаров широкого потребления, на котором сосредоточены и
демонстрируются разнообразные товары для ознакомления с ними
потенциальных покупателей и заключения оптовых торговых сделок по
выставленным образцам;
3) оптовый рынок - рынок, на котором осуществляется оптовая
торговля;
4) торговый центр - группа разнородных торговых предприятий,
сосредоточенны в одном месте, функционирующих и управляемых как
единый, целостный объект.;
5) торговые палаты - негосударственные некоммерческие общественные организации, объединяющие предпринимателей с целью содействия реализации продукции на внутреннем и внешнем рынках.