ПРЕДМЕТ, МЕТОД И СИСТЕМА ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА
ПЛАН
1. Общественные отношения составляющие предмет земельного права.
2. Методы регулирования земельных отношений.
3. Земельное право как отрасль науки.
4. Элементы (институты) составляющие систему земельного права.
5. Принципы земельного права.
1. Как отрасль права земельное право представляет собой системно упорядоченную совокупность норм, выражающих волю государства и направленных на регулирование общественных отношений, складывающихся по поводу рационального богатства России.
Эти отношения Земельный кодекс РФ именует земельными. Основу предмета регулирования земельного права составляют те отношения, которые характеризуют статус обладателей земельных участков, их взаимоотношения друг с другом, с государством и его органами; отношения, характеризующие правовой режим различных категорий земель, ответственность за земельные правонарушения; полномочия государственных органов по разрешению земельных споров, по контролю за использованием и охраной земельного фонда, по ведению земельного кадастра, мониторинга, земле строительства.
В соответствие с п.3 ЗК РФ «имущественные отношения по владению, пользования и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними, регулируется гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами».
Гражданское законодательство регулирует общие правила совершения сделок с земельными участками, когда они детально не раскрываются в земельном законодательстве.
Например, Земельный кодекс РФ устанавливает порядок платного и бесплатного предоставления земельных участков, указывает- кому они представляются и в каких размерах, поэтому необходимости прибегать к помощи гражданского законодательства здесь нет, а вот отношения, связанные с возмещением убытков пользователями земли, регулируются нормами Гражданского кодекса РФ о полном возмещении вреда и о возможности неполного возмещения вреда.
2. Метод земельного права представляет собой способы правового воздействия на поведение участников земельных отношений.
В правовом регулировании применяются две разновидности методов: императивный и диспозитивный, они по сущности являются общеправовыми методами.
Императивный метод правового регулирования выражается в установлении обязанностей и запретов субъектами правоотношений, подлежащих исполнению. Это обязанности соблюдать субординацию органов в части регулирования земельных отношений; соблюдать приоритет земель сельскохозяйственного назначения и т.п. Соблюдение правил должно должного повеления и нарушения запретов жестко регламентируется и обеспечивается действующим законодательством.
Диспозитивный метод правового регулирования (от латинского – располагаю) означает такой способ правового воздействия, при котором субъекты земельных правоотношений представляется свобода в реализации ими своих целей и задач. Существует три основных вида диспозитивного метода: рекомендательный, санкционирующий и делегирующий.
1) Метод правового регулирования земельных отношений с учетом природного происхождения земли и её общечеловеческой значимости . Её регулятивное воздействия проявляется в установление особых разрешительных правил вовлечения земель в гражданский оборот, ограничение распорядительных прав собственников земель в интересах общественного ведения земельного кадастра и мониторинга земель и др.
2) Метод договорного регулирования земельных отношений.
3) Метод обязательности государственного контроля и надзора за охраной и рациональным использованием земель.
Этот метод предполагает государственных органов исполнительной власти и специально уполномоченных органов полномочиями по контролю и надзору за использованием и охраной земельных форм собственности и всех категорий земель.
3. Наука земельного права изучает эту отрасль права и её правовые институты, исследует фундаментальные понятия и категории земельного права, такие как: предмет науки, понятие земельно-правовой нормы, субьект земельного права. Как научная отрасль земельное право призвано обеспечить повышение эффективности земельно-правовых норм, способствовать совершенствованию земельного законодательства в целях организации более рационального использования и охраны земель.
Предметом науки земельного права является учение о праве, доктрины, концепции земельного права, изучение системы идей и взглядов по тем или иным проблемам этой отрасли права.
Наука земельного права проводит сравнительный анализ правового регулирования земельных отношений за различные исторические периоды, а также выявляет и анализирует тенденции развития его в зарубежных странах.
4. Под системой земельного права как отрасли следует понимать научно обоснованную последовательность расположения институтов в зависимости от их значимости, роли и содержания, обусловленного характером регулируемых общественных отношений.
Система земельного права состоит из общей части, содержащей правовые нормы и положения, относящиеся ко всей отрасли в целом, и особенной части, охватывающей нормы отдельных разделов земельного права.
Общая часть земельного права включает в себя следующие правовые институты: право собственности на землю; земельные права граждан и юридических лиц, являющихся собственниками, и иными законными обладателями земельных участков; государственное управление земельным фондов, правовое регулирование использования земель; земельный процесс – институт земельного права, определяющий процедуру реализации прав и обязанностей субъектов земельных отношений: отношений землеустройства, ведения дел по предоставлению и изъятию земель, контроль за использованием земель, а также разрешение земельных споров; правовая охрана земель; ответственность за нарушение земельного законодательства.
Особенная часть земельного права представляет собой систему институтов земельно-правового регулирования, обособленных по категориям земель, а именно: правовой режим сельскохозяйственного назначения; правовой режим земель поселений; правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечение, обороны и иного назначения; правовой режим земель особо охраняемых территорий – природоохранного и природозаповедного назначения; правовой режим земель лесного фонда; правовой режим запаса.
5. Принципы земельного права, как и любой другой отрасли права, - это основополагающие начала, общие правила, характеризующие данную отрасль, которыми должны руководствоваться участники земельных правоотношений.
Принципы земельного права определены в Земельном кодексе РФ. К основным из них относятся:
1). принцип учета значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений:
а) о земли как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы;
б) о природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, в качестве основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;
2). принцип приоритета охраны земли, как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей собственником осуществляется собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;
3). Принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших финансовых и материальных затрат;
4).Принцип участи граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане России и общественные организации (объединении) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и формах, которые установлены законодательством;
5).Принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
6).Принцип приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которых изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами (установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий);
7).Принцип платности использования земель, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ;
8).Принцип деления земель по ох целевому назначению на определенные категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, а отнесение земель к тем или иным категориям и их перевод из одной категории в другую производится исключительно уполномоченными на это органами власти и определяется ЗК РФ;
9).Принцип разграничения государственной собственности на землю на собственность РФ, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливается федеральными законами (в настоящее время это Федеральный закон от 17 июля 2001г. №101 –ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю»);
10).Принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества и при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (такое сочетание интересов обеспечивается, например, при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд: с одной стороны удовлетворяются потребности государства и муниципальных образований в земле, а с другой – гарантируется защита имущественных прав граждан в форме денежных компенсаций или предоставления другого равноценного земельного участка взамен изъятого).
6. Под источником российского права принято понимать внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, в которых закрепляются и формулируются правила поведения, обязательные для исполнения.
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу. Ей должны соответствовать и не противоречить все нормативно-правовые акты, которые принимаются всеми государственными органами в области земельных отношений. Конституция РФ различает Федеральное земельное законодательство и законодательство субъектов РФ.
Федеральные законы в соответствии с Конституцией РФ не могут противоречить федеральным конституционным законам, а законы субъектов РФ – федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и ее субъектов.
Законодательные источники земельного права подразделяются на кодифицированные законодательные акты и иные земельные законы. Это Земельный кодекс РФ и земельные кодексы республик, входящих в состав РФ. Эти кодексы являются актами отраслевой кодификации земельного права. Наряду с ними действуют кодифицированные акты, относящиеся к природоресурсному законодательству, например, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ и т.д.
К источникам земельного права относятся и подзаконные акты.
Ведущее место в структуре подзаконных правовых актов принадлежит нормативным указам Президента РФ, например, Указ Президента от 14 февраля 1996г. «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности» и др.
Другими источниками земельного права в иерархии подзаконных актов являются: постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты, нормативные акты организаций, акты органов местного самоуправления и иные акты.