Тема 3. Земельные правоотношения.
ПЛАН
1. Понятие земельно-правовых отношений и их структура.
2. Классификация земельных правоотношений
3. Роль государства и его органов в регулировании земельных отношений.
4. Основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений.
5. Структура земельно-правовой нормы.
1. В связи с использованием, распределением и охраной земель между органами власти, гражданами и юридическими лицами складываются определенные отношения. Эти отношения, урегулированные нормами земельного законодательства приобретают форму земельных правоотношений.
Многообразие природных объектов, тесно связанных с поверхностным слоем земли или расположенных на нем, неизбежно вызывает к жизни различные способы правового регулирования общественных отношений, которые складываются в обществе по поводу использования и охраны земли, по поводу предоставления и перераспределения земельных участков между субъектами земельных отношений. Земельное законодательство различает три основных группы общественных отношений, связанных с землей как природным объектом; земельные, природоохранительные и земельно-имущественные.
Структуру земельных правоотношений составляют следующие элементы:
1) норма права, которой необходимо руководствоваться при решении тех или иных земельно- правовых вопросов;
2) субъекты права, т.е. участники правоотношений, ими признаются лица, наделенные земельными правами и несущие обязанности, предусмотренные земельным законодательством;
3) объект права – индивидуально-определенный земельный участок, по поводу которого возникают земельные отношения;
4) содержание земельных правоотношений, т.е. права и обязанности их участников, совершающих свои действия в точном соответствии с нормами права, преследуя цель, ради которой складываются данные земельные отношения.
2. Так как природные свойства земли различны и неодинаковы ее хозяйственное использование, то соответственно могут возникнуть разнообразные земельные отношения, которые можно классифицировать по разным основаниям.
1. Классификация по основному хозяйственному назначению земель. Здесь можно выделить отношения, складывающиеся:
а) в процессе сельскохозяйственного производства;
б) при использовании земли в промышленности;
в) в лесном хозяйстве;
г) при использовании особо охраняемых территорий и т.д.
Все эти земельные правоотношения регулируются соответствующими нормами, имеют свои объекты, своих участников отношений и свое правовое содержание.
2. Классификация земельных правоотношений можно строить и по другим признакам: в зависимости от того, какую особенность земельных правоотношений мы намерены выделить и исследовать.
Свое юридическое значение имеет, например, классификация земельных правоотношений по их субъекту. Участниками этих отношений могут выступать коммерческие сельскохозяйственные предприятия, акционерные общества, арендные коллективы, товарищества, граждане и т.д.
По своему содержанию земельные правоотношения характеризуются теми правами и обязанностями, которые должны определять поведение их участников. Так, праву того или иного гражданина на получение земельного участка соответствует обязанность государственного органа предоставить или содействовать в предоставлении ему земельного участков и т.д.
3. Классификация отношения по праву на земельный участок. Земельный участок может находиться в государственной, муниципальной и частной собственности, в пожизненном наследуемом владении; постоянном (бессрочном) пользовании, а также в аренде. Основу правового регулирования отношений по поводу этих земель составляет земельное законодательство.
2. Во-первых, государство может выступать в земельных отношениях как собственник земли. Управляющий государственный орган, как и всякий собственник, имеет право «господства над вещью» (так называемое «абсолютное право»). Но он не может игнорировать экономические законы, пренебрегать нормами права, не считаться с законными интересами землепользователей, подавлять хозяйственную самостоятельность сельскохозяйственных предприятий, фермерских хозяйств и отдельных граждан.
Государство, как любой собственник земли, должно стремиться строить свои отношения с ее пользователями на взаимовыгодной основе. Для этого необходимы в системе государственных органов хозяйственные структуры, которые квалифицированно участвовали бы в сделках с землей (например, при ее приватизации).
Государственный орган, действующий в качестве хозяйствующего субъекта, должен проявлять повышенное внимание к тому, чтобы ни его собственные действия, ни действия его партнеров-пользователей земли не наносили ущерб природе.
Во-вторых, государство в лице своих органов осуществляет контроль за использованием и охраной земель. Этот контроль осуществляют Федеральная Служба земельного кадастра, Госстрой РФ; Органы по охране окружающей среды, органы санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения РФ и др.
3. Основанием для возникновения земельных правоотношений служат юридические факты. Например, юридическим фактом, создающим право на получение заявителем земельного участка в аренду, служит договор аренды, а юридическим фактом, порождающим отношения продавца и покупателя при купле-продаже земельного участка, служит договор купли-продажи и т.д.
В процессе использования земли права и обязанности участников земельных отношений могут изменяться. Это может происходить в связи с изменением условий договора (например, аренды) или в связи с изменением целевого назначения земли и т.д.
Но изменения в земельных отношениях происходят не произвольно, а на основании конкретных правовых норм, т.е. в соответствии с требованиями закона.
Прекращение земельных правоотношений происходит, как правило, одновременно с прекращением пользования конкретным земельным участком. Основанием для такого прекращения служит договор о продаже земельного участка, истечение срока аренды, добровольный отказ от земельного участка и т.д. Некоторые земельные правоотношения между органами землеустройства и хозяйствующим субъектом прекращаются после утверждения и перенесения в натуру согласованного проекта внутрихозяйственного землеустройства.
Правоохранительные земельные отношения прекращаются после совершения участниками этих отношений действий, устраняющих правонарушение. Если нарушитель земельного закона привлечен к юридической ответственности, то акт применения взыскания означает прекращение охранительных земельных правоотношений.
4. Нормы земельного права имеют свою внутреннюю структуру, т.е. составные части, связанные между собой определенным логическим содержанием. Эта структура традиционна и содержит три элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию.
Первая часть (элемент) правовой нормы – это гипотеза, т.е. описание условий действия правовой нормы. В земельном законодательстве содержится немало статей, в которых описываются очень краткие фактические обстоятельства, необходимые для применения данной правовой нормы, например, то, что пользователем земли является гражданин или общественная организация и т.п.
Вторая часть правовой нормы – это диспозиция, которая указывает, каким должно быть поведение физических или юридических лиц при наличии предусмотренных гипотезой условий. Например, если гражданин изъявит желание заниматься трудовой деятельностью в сельском хозяйстве и имеет необходимое оборудование и опыт (гипотеза), ему должен быть предоставлен земельный участок для ведения крестьянского хозяйства.
Санкция – это также составная часть правоохранительной нормы. Она может отсутствовать в правовой норме, рассчитанной на регулирование положительных действий. Правоохранительная норма предусматривает меры воздействия к нарушителю земельного законодательства. Особенность охранительной нормы в земельном праве состоит в том, что эта норма может не иметь самой санкции, если она содержится в других отраслях законодательства, например, в УК РФ, КоАП РФ.