ПОЛНОМОЧИЯ МСУ В ОБЛАСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА, ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ, В СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ СФЕРЕ И НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ
1.Полномочия МСУ в области строительства и транспорта.
2. Полномочия МСУ в области связи и информатизации
3. Полномочия МСУ в области жилищного и коммунального хозяйства
4. Полномочия МСУ в области торгового и бытового обслуживания.
1. Полномочия МСУ в области строительства и транспорта
Деятельность органов МСУ в области строительства направлена на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, эффективного формирования системы расселения и размещения производственных сил, рациональной планировки, застройки и благоустройства городских, сельских поселений и других муниципальных образований, развития производственной и социальной инфраструктур.
Правовое регулирование деятельности органов МСУ в данной сфере регулируется ФЗ 2003 г. « Об общих принципах организации МСУ в РФ».
Муниципальные образования в соответствии с Градостроительным кодексом являются субъектами градостроительных отношений.
Градостроительная деятельность муниципальных образований –это деятельность по развитию их территорий, осуществляемая в виде:
- территориального планирования
- градостроительного зонирования
-планировки территории
- архитектурно- строительного проектирования
-строительства
-капитального ремонта
-реконструкции объектов капитального строительства
Схема территориального планирования муниципального района включает в себя карты( схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе :
1. объектов электро-и газоснабжения в границах муниципального района
2. автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах муниципального района.
3. иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления полномочий органов МСУ муниципального района.
Проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов , иной официальной информации, не менее чем за три месяца до ее утверждения и может размещаться на официальном сайте муниципального района.
Схема территориального планирования муниципального района, в том числе внесение изменений в нее, утверждаются представительным органом МСУ муниципального района.
Реализация схемы территориального планирования муниципального района осуществляется на основании плана ее реализации, утверждаемого главой местной администрации муниципального района в течении трех месяцев со дня утверждения схемы.
К полномочиям органов МСУ относится утверждение правил землепользования и застройки, которые разрабатываются в целях:
1) создание условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия.
2) создание условий для планировки территорий муниципальных образований
3) обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Правила землепользования и застройки включает в себя:
1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила
2) карту градостроительного зонирования
3) градостроительные регламенты
В соответствии с Законом 2003 г. к ведению муниципальных образований в области транспорта относятся две группы вопросов местного значения
1) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения
2) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения, городского поселения, городского поселения.
В собственности муниципальных образований могут находиться транспортные предприятия и организации, предприятия и организации, занимающиеся строительством и содержанием дорог местного значения.
2. Полномочия МСУ в области связи и информатизации
В соответствии с ФЗ от 7 июля 2003 «О связи» на территории РФ организации связи создаются и осуществляют свою деятельность на основе единства экономического пространства в условиях конкуренции и многообразия форм собственности. Государство обеспечивает организациям связи независимо от форм собственности равные условия конкуренции.
Особенность полномочий органов МСУ в области связи состоит в том, что с одной стороны, они выступают как пользователи услуг связи, а с другой стороны, органы МСУ муниципальных районов и городских округов в соответствии с законодательством о связи и содействуют организациям связи , оказывающим универсальные услуги связи в получении и строительстве сооружений связи и помещений, предназначенных для оказания универсальных услуг связи, создают условия для оказания услуг связи на своей территории.
Информатизация-это организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов МСУ, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Органы МСУ или должностные лица этих органов, операторы почтовой связи, допустившие в ходе осуществления деятельности в области почтовой связи нарушения федеральных законов, а также иных нормативных правовых актов РФ, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
3. Полномочия МСУ в области жилищного и коммунального хозяйства
В ведении муниципальных образований находятся вопросы по оказанию населению различного рода услуг, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения. К ним, в частности, относятся вопросы жилищно-коммунального хозяйства, общественного питания, торговли и бытового обслуживания:
- организация в границах поселения электро, тепло, газо- и водоснабжения населения
- организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда
- создание условий для обеспечения жителей поселения услугами общественного питания, торговли и обслуживания.
Таким образом, деятельность органов МСУ в жилищной и коммунальной сферах направлена прежде всего на обеспечение в рамках своих полномочий социальных гарантий жилищных прав граждан
Органы МСУ должны обеспечивать порядок учета жилищного фонда, распределения и предоставления гражданам жилых помещений по договорам найма, аренды, а также их продажи гражданам в муниципальном жилищном фонде.
Ключевой проблемой нового этапа реформирования жилищно-коммунального хозяйства является совершенствование системы договорных отношений, обусловленное появлением в этой сфере хозяйствующих субъектов различных организационно- правовых форм.
Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства предполагает формирование структур, представляющих интересы всех собственников жилья и защищающих права потребителей жилищно-коммунальных услуг, а также развитие жилищно-коммунальных предприятий различных форм собственности.
4. Полномочия МСУ в области торгового и бытового обслуживания.
В сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения действуют организации различных форм собственности: государственные, муниципальные, частные и др.
Органы МСУ в пределах своей компетенции планируют развитие данной сферы, обеспечивают рациональное размещение сети розничной торговли и общественного питания на территории муниципального образования.
Органы МСУ принимают меры к развитию системы торгового обслуживания социально не защищенных слоев населения, организации рынков и ярмарок.
Органы МСУ обладают полномочиями , связанными с осуществлением ими защиты прав потребителей услуг, оказываемых на территории муниципального образования организациями независимо от формы собственности, индивидуальными предпринимателями.
Органы МСУ вправе обращаться в суды в защиту прав потребителей , т.е. предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.