Тема: Территориальные аспекты местного самоуправления в Российской Федерации
1. Организация местного самоуправления
2. Административно-территориальное деление субъектов Федерации
3. Образование, преобразование и упразднение муниципальных образований
4. Установление и изменение границ муниципальных образований

1) Организация местного самоуправления.
      Понятие и виды муниципальных образований.
Муниципальное об¬разование — городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория городов федераль¬ного значения. Обязательными признаками любых муниципальных об¬разований являются следующие: наличие единой населенной территории, в пределах которой осуществляется местное самоуправление; устав му¬ниципального образования; обособленная муниципальная собствен¬ность; местный бюджет; органы местного самоуправления.
Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона.
В ФЗ используются следующие основные термины и понятия:
сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
городское поселение – город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
поселение – городское или сельское поселение;
муниципальный район – несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
городской округ – городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
внутригородская территория города федерального значения – часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
муниципальное образование – городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения;
межселенная территория – территория, находящаяся вне границ поселений;
административный центр сельского поселения, муниципального района – населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации находится представительный орган соответствующего муниципального образования.
В сельских поселениях, включающих два и более населенных пунк¬та, муниципальных районах выделяются административные центры — поселения, в которых расположены органы местного самоуправления соответственно сельского поселения, муниципального района.
Критерии создания муниципальных образований.
При создании муниципальных образований учитывается история складывания ме¬стного сообщества, величина его территории, тип поселений и их чис¬ло, численность населения соответствующих поселений, наличие транспортной, иной инфраструктуры, пешеходная, транспортная дос¬тупность до административного центра и др.
1. Территорию городского или сельского поселения составляют исто¬рически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.
2. В границах городского поселения могут находиться один город или один поселок с прилегающей территорией, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями. Указанный критерий вызывает сложность при определении территорий муниципальных образований крупных городов, традиционно включающих в свой состав поселки. В границах сельского поселения могут находиться один сельский населенный пункт с численностью населения, как правило, более 1 тыс. человек (для территории с высо¬кой плотностью населения — более 3 тыс. человек) и (или) объеди¬ненные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1 тыс. человек каждый (для террито¬рии с высокой плотностью населения — менее 3 тыс. человек каждый). Сельский населенный пункт с численностью населения менее 1 тыс. человек, как правило, входит в состав городского или сельского посе¬ления. В соответствии с законом субъекта РФ статусом сельского по¬селения с учетом плотности населения этого субъекта и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1 тыс. человек. На территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях сель¬ский населенный пункт с численностью населения менее 100 человек может не наделяться статусом поселения и данный населенный пункт может не входить в состав поселения, если такое решение принято на сходе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте.
3. Размеры территории поселения устанавливаются с учетом числен¬ности его населения. Границы поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до административного центра сельского поселения и об¬ратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в состав поселения, а границы муниципального района — с учетом транспортной доступности до административного центра му¬ниципального района и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в состав муниципального района. Указан¬ные требования в соответствии с законами субъектов Федерации мо¬гут не применяться при установлении границ муниципальных рай¬онов на территориях с низкой плотностью населения и в труднодос¬тупных местностях.
4. Границы поселения не могут пересекаться границами населенного пункта. Территория поселения не может находиться внутри террито¬рии другого поселения. Территория городского округа не входит в со¬став территории муниципального района. Границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого харак¬тера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Федерации. Границы муниципального района не могут пересекаться границами посе¬дения.
5. Наделение городского поселения статусом городского округа осу¬ществляется законом субъекта Федерации при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления город¬ского поселения вопросов местного значения городского округа и осу-ществления отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ, а также при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов) вопросов местно¬го значения муниципального района и осуществления ими отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам феде¬ральными законами и законами субъектов РФ.
6. К территориям с низкой плотностью населения относятся террито¬рии субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, в которых плотность населения сельских поселений более чем в три раза ниже средней плотности населения сельских поселений в Российской Федерации. К территориям с высокой плотностью населения отно-сятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, в которых плотность населения сельских поселений более чем в три раза выше средней плотности населения сельских по¬селений в Российской Федерации. Перечень субъектов РФ, отдель¬ных муниципальных районов в субъектах РФ, территории которых относятся к территориям с низкой или высокой плотностью населения, можно найти в Распоряжении Правительства РФ от 25 мая 2004г. №707-р, которое ут¬верждается Правительством РФ по представлению орга¬нов государственной власти субъектов, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.
Группы муниципальных образований.
Муниципальные образова¬ния делятся на четыре группы:
1) городские и сельские поселения;
2) муниципальные районы;
3) городские округа;
4) внутригородские территории городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург).
Сопредельные городские и (или) сельские поселения объединены в муниципальные районы. Наряду с поселениями муниципальный регион может включать и межселенные территории, т.е. находящиеся вне границ составляющих район поселений. Городские округа занимают промежуточное положение между муниципальными образованиями первой и второй групп. С одной стороны, они относятся к числу городских поселений и обладают закрепляемыми за ними полномочиями, с другой — наделяются и правами муниципальных районов, не  входя в состав последних. Такие поселения, как Москва, Санкт-Петер¬бург, являются не муниципальными образованиями, а субъектами РФ. Местное самоуправление осуществляется на их отдельных территориях, именуемых внутригородскими территориями, и обладает рядом особенностей.
Территориальная организация мест¬ного самоуправления имеет двухуровневую структуру. На первом уровне поселения. На втором — муниципальные районы. Наличие обоих уровней обязательно. Исключение из общего правила — город¬ские округа, соединяющие в своей компетенции полномочия обоих уровней. Однако объединение городских и сельских поселений в му¬ниципальные районы не означает подчинения первых вторым. Все му¬ниципальные образования в пределах своей компетенции самостоя¬тельны.
Объединение городских и сельских поселений в муниципальные районы преследует, во-первых, цель усиления их взаимодействия, со¬трудничества. Так, органы местного самоуправления входящих в му¬ниципальный район поселений, органы местного самоуправления му¬ниципального района вправе заключать между собой соглашения о передаче друг другу осуществления части своих полномочий. Они мо¬гут учреждать межмуниципальные хозяйственные общества в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответст¬венностью, некоммерческие организации в форме автономных неком¬мерческих организаций и фондов. Во-вторых, названное объединение нацелено на специализацию полномочий муниципальных образова¬ний первого и второго уровней. Законодатель постарался наделить го¬родские, сельские поселения, с одной стороны, и муниципальные районы — с другой, разными задачами, функциями. Так, муниципальные районы призваны прежде всего решать задачи межпоселенческого характера. Отношения между разноуровневыми муниципальными образованиями следует охарактеризовать не как их административное с подчинение, а как муниципальную связь.
2) Административно-территориальное деление субъектов Федерации.[b][/b]
Административно-территориальное деление — разделение терри¬тории субъекта Федерации на административно-территориальные единицы, населенные пункты для упорядоченного осуществления на его территории функций государственного управления, местного са¬моуправления, общественно-политической жизни в интересах граж¬дан всей РФ, жителей данного субъекта РФ, его отдельных террито¬риальных единиц и населенных пунктов. В отличие от данного деле¬ния устройство территорий муниципальных образований преследует лишь цель упорядочения осуществления местного самоуправления.
Административно-территориальная единица — внутренняя часть территории субъекта Федерации в установленных границах, имеющая свое наименование, постоянный центр, характеризующаяся единст¬вом, непрерывностью, включающая, как правило, один или несколько населенных пунктов, выделяемая с целью комплексного решения на ней всех тех государственных и местных задач, что необходимы для обеспечения жизнедеятельности местного населения, населения субъекта Федерации, страны.
Населенный пункт — место постоянного проживания людей, приспособленное для жизни, хозяйственной деятельности, отдыха и сосредоточивающее в определенной черте жилье, административные и хозяйственные постройки.
Наиболее распространенными видами административно-террито¬риальных единиц являются районы, сельсоветы (сельские ок¬руга, волости). Виды населенных пунктов — села, деревни, станицы,. Сельские, дачные, курортные, пригородные поселки, поселки город¬ского типа, города, районы в городах. Законодательство об админи¬стративно-территориальном устройстве содержит собственные крите¬рии их выделения, отнесения населенных пунктов к той или иной группе. Есть административный район и муниципальный район, село, город как на¬селенные пункты и сельское, городское поселения как муниципаль¬ные образования. Поэтому важно уяснить соотношение администра¬тивно-территориального деления и территориальной организации местного самоуправления.
Закон от 6 октября 2003 г. не отождествляет территориальную организацию местного самоуправления и административно-территоиальное деление. Городские, сельские поселения, муниципальные районы, городские округа территориально могут не совпадать с насе¬ленными пунктами, административными районами,  сельсоветами, сельскими округами. В границах административного района, допус¬ст, могут действовать два муниципальных района или муниципаль¬ный район и городской округ. Если же, например, городское поселе-ние как муниципальное образование совпадает с территорией города как населенного пункта, то изменение границ городского поселения как муниципального образования не означает обязательного измене¬ния границ города и наоборот. Аналогичным образом при совпадении границ муниципального и административного района изменение гра¬ниц муниципального района не меняет границ административного района, а изменение границ административного района не меняет гра¬ниц муниципального района.
В то же время Закон от 6 октября 2003 г. не отрывает полностью территориальную организацию местного самоуправления от админи¬стративно-территориального деления. Территории тех же городских, сельских поселений как муниципальных образований выделяются не произвольно, а с учетом особенностей населенных пунктов, их границ. Так, Закон устанавливает, что в границах городского поселения могут находиться один город или один поселок с прилегающей территорией, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальны¬ми образованиями. Границы поселения не могут пересекаться грани¬цами населенного пункта.
3) Образование, преобразование и упразднение муниципальных образований.[b][/b]
   Образование, упразднение  муниципального образования.
Образование муниципальных образований — процесс создания му¬ниципальных образований на территориях, не охваченных местным самоуправлением, не входящих в состав уже имеющихся муниципаль¬ных образований. Данный процесс должен основываться на волеизъ¬явлении населения обособляемых территорий и заключается в за¬кладке на обособляемых территориях обязательных для муниципаль¬ного образования признаков: самостоятельной структуры местного самоуправления, муниципальной собственности, местного бюджета. Юридически создание нового образования фиксируется в его уставе. Хотя появление подлинно самостоятельного муниципального образо¬вания требует еще и включения нового образования в состав субъек¬тов межбюджетных отношений.
Упразднение муниципальных образований — процесс прекращения существования муниципальных образований. Процесс упразднения противоположен процедуре образования новых муниципальных обра¬зований. Однако порядок упразднения принципиально совпадает с порядком образования муниципальных образований и предполагает решение тех же вопросов, что решаются при образовании муници¬пальных образований. Здесь также необходимо первичное волеизъяв¬ление населения или учет его мнения по вопросу о возможности упразднения муниципального образования, если, конечно, последнее не упраздняется в связи с утратой признака населенности, например, по причине выезда людей в другую местность. В случаях исчезнове¬ния местных сообществ, населенных пунктов решения об упраздне¬ст соответствующих муниципальных образований, включении их территории в территорию других муниципальных образований, види¬мо, вправе принимать органы государственной власти субъектов РФ.
Понятие и порядок преобразования.
Преобразованием муниципальных образований – является объеди¬нение муниципальных образований, разделение муниципальных об¬разований, изменение статуса городского поселения в связи с наделе¬нием его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа. Возможно преобразование также пу¬тем выделения одних муниципальных образований из состава других, присоединения одних муниципальных образований к другим муници¬пальным образованиям, приобретения или утраты муниципальным образованием части населенной территории (населенных пунктов).
Объединение — слияние двух или более муниципальных образова¬ний в одно новое муниципальное образование с переходом прав и обязанностей каждого из объединяющихся муниципальных образований вновь возникшему муниципальному образованию.
Разделение — раз¬деление одного муниципального образования на два и более муници-пальных образований. При этом разделяемое муниципальное образо¬вание прекращается с передачей его территории, прав и обязанностей «новь создаваемым муниципальным образованиям.
Выделение — соз¬дание одного или нескольких муниципальных образований путем выделения их из состава преобразуемого муниципального образования с передачей им части территории, прав и обязанностей последнего.
  Присоединение — вхождение одного муниципального образования в состав другого с передачей преобразуемому муниципальному образо¬ванию своей территории, всех прав и обязанностей и прекращением своего существования.
Приобретение (утрата) части населенной территории — передача одним муниципальным образованием друго¬му муниципальному образованию части его территории с располо¬строен на ней населенным пунктом.
Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления». Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта Российской Федерации о преобразовании муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.
Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 Федерального закона от 6 октября 2003 г., либо на сходах граждан. Объединение двух и более муниципальных районов, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами каждого из объединяемых муниципальных районов.
Разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, выраженного путем голосования, либо на сходах граждан.
Разделение муниципального района осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительным органом муниципального района.
Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта Федерации с согласия насе¬ления соответствующего городского поселения, а также с согласия на¬селения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселе¬ние. Мнение населения городского поселения и мнение населения му¬ниципального района выявляются путем голосования, предусмотрен¬строен. 24 Закона от 6 октября 2003 г. и проводимого раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включает¬ся) городское поселение. Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения и (или) населения муниципального района.
При преобразовании муниципальных образований решаются во¬просы правопреемства, перехода от одних муниципальных образова¬ний к другим прав и обязанностей. Под правопреемством муници¬пальных образований следует понимать переход в соответствии с за¬коном или договором прав, обязанностей от одного муниципального образования – правопредшественника к другому муниципальному об¬разованию-правопреемнику
Муниципальными образованиями- правопредшественниками вы¬ступают объединяющиеся, разделяющиеся, присоединяющиеся муни¬ципальные образования, а также муниципальные образования, утра¬чивающие часть населенной территории или из которых выделяются новые муниципальные образования. Муниципальными образования¬ми-правопреемниками выступают муниципальные образования, соз¬даваемые путем объединения, разделения, выделения, муниципаль¬ные образования, к которым присоединяются другие муниципальные образования, а также приобретающие населенные территории. Нор¬мативные правовые акты, принятые органами местного самоуправле¬ния муниципальных образований- правопредшественников, продол¬жают действовать на соответствующих территориях до тех пор, пока они не будут пересмотрены или отменены (за исключением актов, со¬держащих обязанности перед гражданами и организациями) органами местного самоуправления муниципальных образований-правопреем¬ников. В отношении гражданско-правовых договоров, заключенных муниципальным образованием-правопредшественником, находящих¬ся в силе на момент правопреемства, применяются общие положения гражданского законодательства. В отношении иных договоров муни¬ципальное образование-правопреемник заключает  с  контрагентом соглашение об их прекращении или о замене стороны в договоре.
В случае преобразования муниципальных образований в форме объе¬динения и присоединения имущество переходит муниципальному образованию-правопреемнику в соответствии с законодательством РФ. В случае преобразования муниципальных образований в форме разделения или выделения вопросы правопреемства в отношении имущества решаются в соответствии с законодательством на основе договоров, заключенных муниципальными образованиями-правопре¬емниками. В случае преобразования муниципального образования в форме приобретения или утраты им части населенной территории во¬просы правопреемства в отношении имущества решаются на основе договоров, заключенных между муниципальным образованием, утра¬чивающим соответствующую часть населенной территории, и муни¬ципальным образованием, приобретающим ее. В собственность муни¬ципального образования-правопреемника переходят расположенные на его территории муниципальные земли правопредшественника в границах вновь образованного муниципального образования, устанав¬ливаемых областным законом.
Преобразование муниципальных образований требует для перехо¬да от существующей системы муниципальной власти к новой введе¬ния переходного периода. Переходный период — время, в течение ко¬торого на преобразуемой муниципальной территории действуют и новые, и старые органы местного самоуправления, принимается устав нового муниципального образования, изменяется устав преобразуе¬мого муниципального образования, решаются вопросы правопреемст¬ва. В переходный период главная задача новых органов местного самоуправления — разработка и принятие устава муниципального об¬разования. Главная задача органов самоуправления муниципального образования – правопредшественника — обеспечение муниципального управления в полном объеме, за исключением внесения изменений в устав муниципального образования.
4). Установление и изменение границ муниципальных образований.
Установление территории и границ — необходимый этап процесса об¬разования и преобразования муниципальных образований. Он может быть составным элементом процедуры государственной регистрации уставов муниципальных образований, поскольку последние в собст¬венных уставах описывают свои границы и раскрывают состав своей территории. При регистрации устава муниципального образования регистрирующий орган проверяет законность и этого фрагмента уста¬ва. Однако регистрирующий орган не вникает в вопросы целесообразности и не способен в рамках процедуры регистрации выверить правильность документального закрепления границ муниципального образования. Тем более на этом этапе сложно согласовать интересы сопредельных муниципальных образований в вопросе о территори¬альном размежевании между ними. Поэтому субъекты Федерации должны еще законодательно закреплять установление и изменение территории и границ муниципальных образований при образовании преобразовании (объединении, разделении, присоединении, выделе¬ст, приобретении (утрате) части населенной территории), упраздне¬ст муниципальных образований, а также при приобретении либо утрате ими части ненаселенной территории. Идеальный вариант — за¬конодательное установление территории и границ муниципального образования до акта регистрации его устава.
Установление границ муниципальных обра¬зований.
Территорию муниципального образования составляют зем¬ли городских, сельских населенных пунктов, поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необ¬ходимые для развития поселений, и другие земли в границах муници¬пального образования независимо от форм собственности и целевого назначения. Территория муниципального образования должна быть единой и не может состоять из территориально не связанных друг с другом частей. При определении территории муниципального образо¬вания желательно сохранять целостность земельного участка, принад¬лежащего одному землепользователю. Установление и изменение тер-ритории муниципального образования производятся с учетом истори¬ческих и иных местных традиций.
Муниципальная территория — это всегда и избирательная территория, и территория проведения местных референдумов, собра¬ний, сходов. Не все земли, входящие в территорию муниципального образования, являются его муниципальными землями. В состав тер¬ритории муниципального образования помимо его собственных зе¬мель могут входить земли государственные, частные, земли других муниципальных образований. В то же время земли муниципального образования могут находиться и за пределами его территории. Муни¬ципальная территория — объект публичного (конституционного, ус-тавного) права, а муниципальные земли — объект гражданского и зе¬мельного права.
Закрепление границ муниципальных образований удобнее проводить опорой на три основных правила: 1) в случае, если муниципальное образование наделяется территорией, совпадающей с территорией ад¬министративно-территориальной единицы (населенного пункта), его граница определяется по границам соответствующей административно-территориальной единицы (населенного пункта); 2) в случае, если муни¬ципальное образование наделяется территорией, совпадающей с терри¬торией нескольких административно-территориальных единиц (насе¬ленных пунктов), его граница определяется по несовпадающим границам соответствующих административно-территориальных единиц (населен¬ных пунктов); 3) в случае, если муниципальное образование наделяется территорией, частично или полностью не совпадающей с территорией административно-территориальных единиц (населенных пунктов), его граница определяется по границам административно-территориальных единиц (населенных пунктов) в части их совпадения, а также по грани¬цам земельных участков, оформленных в установленном законом поряд¬ке, и естественным границам (линиям рельефа, ясно видимым ориенти¬рам, иным характерным точкам: дороги, просеки, опушки леса, мосты, линии электропередачи, трубопроводы, здания, сооружения, капиталь¬ные ограждения и т.п.) в части, в которой границы муниципального об¬разования не совпадают с границами административно-территориаль¬ных единиц (населенных пунктов
Границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями:
1) территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями. Территории с низкой плотностью сельского населения могут не включаться в состав территорий поселений;
2) территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов;
3) территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;
4) в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;
5) в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями);
6) в состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения – более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения – менее 3000 человек каждый);
7) сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения;
8) в соответствии с законами субъекта Российской Федерации статусом сельского поселения с учетом плотности населения субъекта Российской Федерации и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек;
9) на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях сельский населенный пункт с численностью населения менее 100 человек может не наделяться статусом поселения и данный населенный пункт может не входить в состав поселения, если такое решение принято на сходе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте;
10) административным центром муниципального района может считаться город (поселок), имеющий статус городского округа и расположенный в границах муниципального района;
11) границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муниципального района – с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях;
12) территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения;
13) территория поселения не может входить в состав территории другого поселения;
14) территория городского округа не входит в состав территории муниципального района;
15) границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
16) территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.
Порядок изменения границ муниципальных образований.
Грани¬цы территорий муниципальных образований устанавливаются и из¬меняются законами субъектов Федерации в соответствии с требова¬ниями федерального законодательства.
Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с Федеральным законом. Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта Российской Федерации об изменении границ муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.
Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) насе¬ленных пунктов к территориям других муниципальных районов, или изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдель¬ных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных поселений или) населенных пунктов. Согласие населения выявляется путем голосования, предусмотренного ст. 24 Закона от 6 октября 2003 г., либо сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов.
Изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного  ст.24 Федерального закона, либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений.
Изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.
Уменьшение численности населения сельских населенных пунктов менее чем на 50 процентов относительно минимальной численности населения, после установления законами субъектов Российской Федерации границ поселений в соответствии с требованиями Федерального закона не является достаточным основанием для инициирования органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральными органами государственной власти процедуры изменения границ поселений.