ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МСУ
1. Понятие ответственности в системе МСУ
2. Ответственность органов и должностных лиц МСУ перед населением
3. Ответственность органов и должностных лиц МСУ перед государством
4. Ответственность органов и должностных лиц МСУ перед физическими и юридическими лицами
1. Понятие ответственности в системе МСУ
Местное самоуправление, в основе лежит право населения городских и сельских поселений самостоятельно решать вопросы местного значения, а также обособление органов МСУ в системе управления обществом и государством, предполагает ответственность органов МСУ за выполнение возлагаемых на них функций и полномочий, а также различные виды контроля их деятельности.
Ответственность органов МСУ и должностных лиц МСУ – это неблагоприятные правовые последствия за принятые ими противоправные решения, ненадлежащее осуществление своих задач и функций.
Ответственность органов и должностных лиц МСУ, контроль за их деятельностью служат обеспечению функционирования МСУ в интересах населения граждан, общества в целом.
Органы и должностные лица МСУ несут ответственность перед
1) населением муниципального образования
2) государством
3) физическими и юридическими лицами
Формы государственного и общественного контроля за деятельностью МСУ, закрепляемые Законом и обеспечивающие защиту интересов государства, населения, граждан, организаций являются в то же время необходимым условием реализации норм муниципального права, устанавливающих ответственность органов и должностных лиц МСУ.
2. Ответственность органов и должностных лиц МСУ перед населением
Одним из ключевых понятий в законодательном определении МСУ является самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения. Она осуществляется населением в значительной мере через органы МСУ. Поэтому важно прежде всего обеспечить зависимость органов и должностных лиц МСУ от населения- основного субъекта прав МСУ. Этому служат различные виды ответственности органов и должностных лиц МСУ перед населением, закрепляемые в законодательстве о МСУ. Организационный механизм осуществления норм муниципального права об ответственности органов и должностных лиц МСУ определяет население муниципального образования в уставе муниципального образования.
ФЗ 1995г. « Об общих принципах организации МСУ в РФ» установил основание ответственности органов и должностных лиц МСУ: утрата доверия населения. Правовая категория « утраты доверия населения» являлась важнейшим элементом не только правовой доктрины местной, муниципальной демократии, но и народовластии я в целом.
ФЗ 2003 г. вопрос ответственности решает иначе: он не использует для определения ее основания принцип утраты доверия. В законе прослеживается иной подход: ответственность выборных лиц наступает в результате виновно совершенного правонарушения, установленного судом.
В уставе муниципального образования могут быть закреплены основания и виды ответственности иных органов и должностных лиц МСУ, которые замещают свою должность по контракту либо по решению представительного органа, выборного должностного лица МСУ. В данном случае ответственность наступает не перед населением, а перед органом или лицом, которых население уполномочило выражать и защищать свои интересы.
Также в уставе муниципального образования могут быть закреплены также различные формы контроля со стороны населения за деятельностью органов и должностных лиц МСУ. Наиболее распространенной формой такого контроля являются отчеты органов и должностных лиц МСУ перед населением. Подотчетность органов и должностных лиц МСУ определяются уставами муниципальных образований.
3. Ответственность органов и должностных лиц МСУ перед государством
Ответственность органов и должностных лиц МСУ перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции РФ, федеральных законов, законов субъекта Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.
Ответственность главы муниципального образования и главы местной администрации перед государством наступает в случае:
1) издания указанным должностным лицом МСУ нормативно правового акта, противоречащего Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, уставу муниципального образования, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а это должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда
2) совершения указанным должностным лицом МСУ действий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству, территориальной целостности, национальной безопасности РФ, единству правового и экономического пространства РФ, если это установлено соответствующим судом , а указанное должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.
Выявлению случаев нарушений органами и должностными лицами МСУ федеральных законов, законов субъектов Федерации и уставов муниципальных образований, которые являются основанием наступления ответственности данных органов и должностных лиц перед государством, служит прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц МСУ.
Прокуратура РФ осуществляет функции надзора в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства независимо от органов государственной власти РФ и ее субъектов, а также от органов МСУ.
Прокуроры и следователи не могут быть членами выборных и иных органов МСУ.
Выполняя в соответствии с ФЗ « О прокуратуре РФ» свои функции, органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением Конституции РФ, законов органами МСУ, рассматривают и разрешают заявления, жалобы и иные обращения граждан, в том числе касающиеся деятельности органов и должностных лиц МСУ. При этом работники прокуратуры вправе:
1) по предъявлению служебного удостоверения беспрепятственно входить в помещения органов МСУ, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
2) требовать от руководителей и других должностных лиц органов МСУ представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, а также выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
3) вызывать должностных лиц МСУ для объяснения по поводу нарушения законов.
4. Ответственность органов и должностных лиц МСУ перед физическими и юридическими лицами
Основанием для данного вида ответственности являются действия органов и должностных лиц МСУ, нарушающие права и свободы граждан , причиняющие имущественный и иной ущерб физическим и юридическим лицам . Ответственность в этом случае прежде всего наступает в судебном порядке.
В случае нарушения органами и должностными лицами МСУ прав физических и юридических лиц, причинения им имущественного и морального вреда они могут быть привлечены к ответственности, содержание и формы которой определяет суд или арбитражный суд в соответствии с действующим законодательством. Одним из видов неблагоприятных последствий для органов и должностных лиц МСУ может быть признание судом недействительными решений указанных органов и должностных лиц и обязанность возместить тот ущерб, который причинен этими решениями физическим и юридическим лицам.
Ответственность органов МСУ может наступать в результате невыполнения ими условий договоров и соглашений с физическими и юридическими лицами, которые заключают органы МСУ, осуществляющие права собственника в отношении муниципального имущества.